ТЕКСТЫ
Copyright © ОСТРАКОН
|
|
|
|
|
|
НИКОЛАЙ БАЙТОВ
Стихотворения 1999-2000гг.Ни молока, ни меда...
Приехали в Яппу, проспали закат...
В МОРЕ СЛОВ
Завязал я на ботинках шнурки...
В чаще лесной листоносный поток прячась...
Каждый, кто в руки книгу мою берет...
Коза, куда сползла...
На Казанском вокзале...
Сияют сосульки...
Тот знает, кто был в Красной Армии...
Целую ночь за окошком темно...
Вот и весна...
Завтра в студеную вешнюю пору...
Я утверждал, что существуют силы...
Вхожу без мыслей в лес осенний...
Куда устремляюсь...
Поздравьте себя...
и поэмы
Ни молока, ни мёда
в пустыне Вади-Кельт.
Так далеко от дома
беглец находит бейт.
Как буквы в свитках, мнимы
тут молоко и мёд, -
струится над камнями
лишь облако имён.
И бесы дуют зноем
настолько мимо чувств,
насколько преподобен
был житель здешних кущ
на дне глубоких трещин,
где узкий водопад
меж скалами подвешен, -
был житель прост и свят.
Он рад, что ты покинул
свою страну, беглец.
Ты, как бесстрастный гимел,
корабль безводных мест,
тропою каменистой
плывёшь - уже не мёртв -
а он навстречу с миской:
там молоко и мёд.
откуда и ветер, плодящийся там,
летит и, в косматые волосы пальм
вцепившись, их вечно треплет.
Он полон клубящихся мощных тайн,
указывая на тёмную даль,
в которой он молча крепнет.
На гребне волны прибежит к нам кто? -
Уйдём, отвернёмся. Нас ждёт авто,
оставленное в переулке,
где клочья фотографических толп
влекутся вдоль общих туристских троп;
где Наполеон в треуголке
маячит у каждого погребка
(на роль зазывалы его обрекла
местная выдумка)...
В МОРЕ СЛОВ
1. В море слов попутный ветер,
только некуда нам плыть.
В звонких брызгах междометий
цепенеет наша прыть.
Но уж так ли, впрочем, цели
нам какие-то нужны? -
Втянем якорные цепи
в немоту своей души.
2. В море слов попутный ветер,
только дикий он и злой.
В нерешимости на рейде
медлит парусников строй.
Будет буря, мы поспорим
и помужествуем с ней, -
или, может быть, посмотрим,
есть ли смысл в браваде сей?
3. В море слов попутный ветер.
Штурман развернул планшет.
Прочертил на карте вектор:
Это, значит, наш сюжет.
Нет, не верю, - ведь условны
мысленные чертежи.
Как начнут швырять их волны -
так попробуй удержи.
4. В море слов попутный ветер
рьяно пенит волны фраз.
Брызгами свинцовых литер
прямо целит он мне в глаз.
Но стою на вахте зорко
я, невиннейший из юнг.
Наблюдаю горизонты
и плюю на свой испуг.
5. В море слов попутный ветер,
Он укажет верный путь.
Капитан сегодня весел,
а меня пронзила грусть.
К вопрошающему морю
резко обратясь спиной,
я гляжу куда-то в горы,
где безмолвие и зной.
6. В море слов попутный ветер,
ласковый, весёлый бриз.
Дразнят брызги междометий,
только некуда нам плыть.
Разве песни все уж спеты?
Или чувства все мертвы? -
Втянем якорные цепи
В люки нашей немоты.
7. В море слов попутный ветер -
тот же, что и в небе чувств.
К нам на родину, на север
гонит он громады туч.
По разноязыкой зыби
свист в снастях и в мачтах вой, -
вихри дикие и злые
быстро тащат нас домой.
8. В море слов попутный ветер.
В мыслях - утренний туман.
Полдень холоден и бледен.
Осень смотрит тут и там.
Пассажиров очень мало.
Там один гоняет шар
на бильярде. А тут дама. -
Смотрит вдаль. Перчатки, шарф...
9. В море слов попутный ветер
увлекает нас опять.
Капитан напился бренди.
Я на вахте. Лягу спать.
Знаки препинанья - рифы -
пусть разрушат наш маршрут.
Золотые рыбки-рифмы
утонувших нас сожрут.10. В море слов попутный ветер,
то весёлый он, то злой.
А на нашем континенте
лишь безмолвие и зной:
безымянное паренье
светлых - в мареве - столпов.
Это столпников боренье
иль аскетов то восторг?
11. В море слов попутный ветер.
По волнам бежит наш бриг.
Мы в раскинутые сети
ловим бессловесных рыб.
В этой звуковой стихии
так легко живётся им!
Может быть, и мы такими
станем, если их съедим?
12. В море слов попутный ветер.
Он укажет верный путь.
К нам на родину, на север
гонит он громады туч.
Что такого? - Пусть их, тучи
улетают к нам домой.
Мы смеёмся. Нам здесь лучше
на песке с тобой вдвоём.
13. В море слов попутный ветер.
Холод. Палуба пуста.
Пассажиры все в буфете
пьют аперитив с утра.
Прислонясь к перилам, дама
одиноко смотри вдаль, -
в серые слои тумана...
Папироса, шляпка, шаль.
14. В море слов попутный ветер.
Здесь - немая вертикаль.
Мы в кибитке тихо едем,
пробираясь между скал.
Восходящие потоки
далеко взнесли орла. -
Это столпников восторги
иль аскетов то борьба?...15. В море слов попутный ветер
носит запахи богатств.
Мы гуляем вне конвенций.
Это значит вам атас.
Мы пираты препинаний,
и меж строк торчат, остры,
словно зубы злых пираний,
абордажные багры.
16. В море слов попутный ветер
или, может быть, пассат.
Капитан напился бренди.
Я на вахте. Мне б поссать.
Но нельзя: ведь наебнёмся,
чуть я только отойду,
ну а так, глядишь, вернёмся
в гавань - не в эту, так в ту.
17. В море слов попутный ветер,
да у нас нет парусов.
Наш стальной, могучий крейсер
паром пенит море слов.
Грозная его громада,
умное его «ура!»
движется, куда команда,
а не вихрь какой куда.
18. В море слов попутный ветер.
Чайки носятся средь волн.
Как далёк от криков этих
раскалённый наш каньон.
Молча едем мы в кибитке.
Высоко над нами - гриф.
В нашей мысленной молитве
ловит он не рыбок-рифм.
19. В море слов попутный ветер.
Капитан раскрыл словарь.
Много букв мы нынче встретим, -
лучше б он открыл букварь.
Много знаков препинанья,
тысячи фигур и форм.
Мы помужествуем в брани,
если хоть бы дал Бог шторм.20. В море слов попутный ветер,
даже, я сказал бы, шквал.
Он жестоко носит, вертит
нас, беспутных, по волнам.
Крутит он пиитов судьбы,
гонит страсти в даль и в ширь. -
Пусть! - В душе у вас, по сути,
всё равно высокий штиль.
21. В море слов попутный ветер.
Всюду сталь и всюду ночь.
Содрогаясь, прёт наш крейсер, -
наша гордость, наша мощь.
Лишь на полубаке швабра
загорелась невзначай.
Не наделала б пожара! -
Эй, полундра! Не зевай!
22. В море слов попутный ветер
или даже, пусть, пассат.
Умоляю вас, не верьте,
а плывите-ка назад!
Там заснули у заслонки?
Эй, живей, бросай угля,
да сифонь насквозь все топки!
Полный оборот руля!
23. В море слов попутный ветер,
вихри там страстей, судеб.
А у нас в каньоне вестерн -
вот единственный сюжет.
Вертикальные потоки
высоко взнесли орла.
Едет барышня в фургоне.
Скачут всадники. Жара.
24. В море слов попутный ветер.
Поднимаем якоря.
Он зовёт, конечно, к смерти,
между нами говоря.
Штурман проложил маршруты -
выбирай любой из них -
всё едино: наши трупы
сгложут стаи рыбок-рифм.25. В море слов попутный ветер -
воровской удачи шквал. -
Зверски лезем мы, как черти,
прямо в дым горящих швабр.
Препинаний мы пираты
и пера в руке - враги.
Наши вашим дифирамбы -
абордажные крюки.
26. В мире слов попутный ветер.
Я привет Вам шлю письмом.
Не в бутылке, не в конверте -
на воде пишу веслом.
Приходите завтра утром
голая на пляж морской
и к волне склонитесь ушком
с бирюзовою серьгой.
27. В море слов попутный ветер
или, может быть, пассат.
На эоловой он флейте
марш играет в парусах.
Я на вахте. Покурить бы. -
Пусть утянут нас ко дну
золотые рифмы-рыбки.
Там в пучине отдохну.
28. В море слов попутный ветер.
Кочегару кочегар
что на жалобы ответил? -
Каждый знает, - пел, читал:
- Вахту оставлять без спросу
не имеешь права ты.
Пар держи. Открой заслонку.
Брось лопату немоты.
* * * * *Завязал я на ботинках шнурки.
Пожелай мне на прощанье пути:
путь унылый по обочинам трасс
спроектируй парой ласковых фраз.
У меня в пальто целковый - всех средств.
Но зато на мне по жизни есть крест.
Хоть бы мыкался, кругом голодал -
а его бы никому не отдал.Едет драйвер - весь в мазуте, в пыли.
Ну-ка на борт меня, кореш, прими!
Моя лексика полна инвектив, -
засифоню до утра детектив!
- Нет, ты мне лучше за жизнь расскажи.
Ты - поэт, так говори для души.
А не то вон телевизор всю ночь -
сто каналов мельтешит - хуй поймёшь!- А о чём бы ты, мой драйвер, хотел?
Не о том ли, что в душе - беспредел?
Что я на хрен побросал всю семью
и по пять бутылок в день водку пью?
Знаю, знаю, - у тебя в эту масть
весь расклад, - и я, конечно, попасть
мог бы запросто, - да нет у меня
в этом смысле на руке ни хуя!Завязал я на ботинках шнурки.
Пожелай мне на прощанье пути.
У меня в пальто целковый - всех средств,
да зато на мне по жизни есть крест.
* * * * *В чаще лесной листоносный поток прячась,
тащит толпу высовывающихся качеств.
Ты сама, вырисовываясь из воды,
изведи мне шелест из головы,
говори мне шалость и говори
тяжесть.Ты же бывала в потоках всегда мутных,
тыщи сманила лодочек весьма утлых,
с удовольствием готовых пойти ко дну,
к одному привязалась ты моему
мухомору, вползающему на ходу
в дупла.Вот он в пустыне пророс из сухих скважин,
бодро и просто встал за своих и ваших.
Что идея - то, конечно, война и смерть.
И смотреть тут нечего и уметь.
Ему есть достаточно всюду мест
влажных.Их показал мой оракул в нагих цифрах,
хитро окинув взглядом простых хриплых
пастухов, виноделов и рыбаков.
И покоится будто тень игры вокруг:
либо кровь лозы, либо козий пух,
либо...Ветка, как чья-то явная над водой веха,
въехала, будто нарочно качнувшись, в это
золотоплетение нитей и теней,
и тебе так легко со мной теперь
затеряться среди многих затей
ветра.Плющ тёмнолистый оплёл стволы буков,
луч жары заплутал в закоулках бликов,
в буколической сени высоких рощ.
Оросивший нас светоносный дождь
дрожью мелких брызг рассмеялся, прочь
прыгнув.
Каждый, кто в руки книгу мою берёт,* * * * *
тот и приятель, поскольку не так уж глуп.
Мало моих портретов: я их берёг,
как мне советовал мой настоящий друг.Скупо даю тебе я ракурсы лиц,
слабые позы, взгляды из-под волос.
Редко меня ловили фокусы линз.
Имя моё невидимо назвалось.Мало и плохо надеешься ты на звук.
Шлёшь мне повсюду видов своих каталог.
Образы, думаешь, чётко тебя назовут
каждому глазу, который от букв оглох.Если бы я забыл. как дрожит гортань,
буквы сквозь зубы пролезли бы тебе в рот.
Если не так, то, конечно, назад отдай
каждый, кто в руки книгу мою берёт.
* * * * *Коза, куда сползла? закинь назад.
Душа моя ушла. Уж лучше вслух
слова лизать сполна, пока назвать
могу, хотя во рту мой ум распух.Пчела, куда мечта меня в ничто,
жужжа, опять ужаль, ещё нежней -
пусти, твоей пыльцы неси число
сюда - течёт слюна почти в мишень.Ольха, лови волка, - кого влекла
в кусты - терзать куски косматых чувств.
Едва вдали видна, блестит река -
и я, насквозь любя, туда качнусь.
* * * * *На Казанском вокзале
ты рассталась со мной.
В партизанском отряде
я вступал в комсомол.
Прошуршала газета,
прозвенели часы,
зазмеилась позёмка
вдоль опушек лесных.Помню стройные сосны
в корабельном бору
и горячие слёзы
на холодном ветру.
Одиноко и грустно
в восемнадцать-ноль-ноль,
и горит самокрутка,
согревая ладонь.Состязаясь с метелью
в патриаршем лесу,
обвиваясь шинелью,
обуваясь в кирзу,
я подумал: где это
я вступал в комсомол? -
Позабытое эхо
улеглось за холмом.Ни ларька, ни киоска
на московском плацу.
Только слёзы и звёзды
примерзают к лицу,
провожая в изгнанье
воровской эшелон
на Казанском вокзале
в восемнадцать-ноль-ноль.Помню стройное эхо
вдоль опушек лесных:
прошуршала газета,
прозвенели часы,
пролетела сорока
от куста до куста,
молодая пороша
все следы занесла.Ни ольхи, ни берёзы
в корабельном лесу.
Только жгучие слёзы
примерзают к лицу.
Торопливо и грустно
ты простилась со мной.
И горит самокрутка,
согревая ладонь.
* * * * *Сияют сосульки, как солнечной суки клинки.
С весёлой скульптуры свисают лоскутья фигни.
По случаю спорта распорото платье на ней.
Заплатано с понтом. По поводу свадьбы надень.
И таяла тварь, и летала, вопила, пила.
Гитара рвала и рычала, и лира врала.Потом торопливо плескала опивки в толпу.
Оскалилась солнцем весна, и поникли вокруг
уроки, картинки, улыбки каникул, рывки.
Клыки у ленивой и сытой вампирки в крови.
И бликами светят обрывки любимой фольги...Без шума и спора во славу скульптуры налей.
Похоже, что снова распорота шкура на ней.
Тот знает, кто был в Красной Армии* * * * *
среди рабочих и матросов,
как мало у меня внимания
после кукуевских морозов.
Покрыв голубоватым инеем
военно-шкурные тулупы,
везде зима забытым именем
расписывает мне турусы.
Я прохожу на полусогнутых
соседний лес, дома посёлка,
а рядом у соседних столиков
друзей встречаю полусонных.
И никого из них не спрашиваю
о тёмных знаках и знаменьях,
которые клубками страшными
во мне сплетаются, как змеи...
Но в сумерках, когда вдруг по небу
погнал декабрьский ветер вьюгу,
я вспомнил, по какому поводу
я был заброшен в эту муку:
как посланный Советской Армией
в разведку индивидуально,
дыша духами и бумагами
от занавески до дивана.
Целую ночь за окошком темно.
* * * * *
Мыслью вдоль стёкол мы с ветром бежим.
А по утрам я купаю перо
в белой замазке печатных машин.
Шероховатый на плоскость нажим. -
Ест инвалид пассажиров с детьми...
Ест валидол - и ожил пассажир.
Дети остались в небытии...
Бабки хихикают, девкам смешно.
Дамы вздыхают, мужчинам ништо.
На остановке можно войти,
в белые буквы сунув лицо.
Вот и весна. И куда-то
* * * * *
типичный коттедж
шьют наизнанку
портные кирпичных одежд.
Ветер солнцем опутал
кривую Пахру.
Вот и, в резину обутый,
вплотную к окну
встал-подошёл из-за стола
равнодушный прораб.
«Вот-и-весну» он разглядывает,
как будто не рад.
Вот и коттедж
(он закуривает) -
как будто барак:
он на ковчег
больше смахивает,
чем на корабль:
в этой халупе
в луга через лес
уплывать бы вдаль,
в талой лазури
покачиваясь,
как старый Мазай.
* * * * *
Завтра в студёную вешнюю пору,
варежку бросив в снежную воду,
видимую в полынье одежды,
можно тебя спросить между
двух состязаний, в которых речь
плавится и исчезает, - ответь,
я не буду спорить.Как ты ускоришь алчного зверя,
вдаль от начального измеренья
нежным прыжком утолившего голод?
Как ты закинешь свой мнимый голос
льдинкой ручья в телефонную сеть? -
Ловится там иль уводит речь
сквозь ячейки спектра?Так ли, по ветру в студёную зиму
варежку осторожно разинув
талой повадке твоей навстречу,
можно будет поверить ответу,
мимо вопросов глядя в дыру
даже сегодня, куда я нырну
и не будет завтра? -
* * * * *Я утверждал, что существуют силы.
Я убеждён, что я не ошибался.
Прошли многозначительные зимы,
я позабыл, на что я обижался.Прошли все многочисленные зимы
и некоторые меж ними лета.
Без интереса отвернулся некто
увидев лишь теперь, как ты красива.Когда во сне или в высокой церкви
я утверждал, что собираюсь плакать,
я забывал, сколь ненадёжна память
и паучки забвения сколь цепки.В пальто супрематической расцветки
с тобой вдвоём прогуливаясь в рощах,
я позабыл секретные рецепты,
которые почти нашёл на ощупь.В высокой церкви или на иконе
распались цепи, разрядились яды,
умолкли страхи, выветрились клятвы.
Проходит год, и нас никто не гонит.Погода хмурится, снежок летает.
Собачий лай, напрасный и обычный
вдали пристал к кому-то, - но едва ли
я уловлю вибрацию событий.
* * * * *Вхожу без мыслей в лес осенний.
Душа просторна и проста.
Воспоминаний и сомнений
опала пёстрая листва.Топчу ковёр ногою твёрдой,
стремлюсь сквозь ветви и стволы
и вдруг отчётливо, как мёртвый,
свой труп я вижу с высоты.И равнодушно улетаю
от увядающей травы
туда, где за опушкой дали,
как я, теряются вдали.
* * * * *Куда устремляюсь? Куда устремлюсь?
Везде оставаясь, всегда остаюсь.
Далёко ль протянута эта нога?
Напрасно помянута: нет, никуда.
Едва ли достаточна сетка чулка,
и кружева дымка, и ломка угла,
когда, отстраняясь, засунусь в углу,
всегда отстранюсь, и устроюсь, и сплю.
Поздравьте себя: вы купили себе по дешёвке.* * * * *
Оставьте себе для лучших потом путешествий.
Поздравьте меня, укравшего долю блаженства
здесь, - не выходя из координатной решётки.Вот так и украл, - хотя и сижу в одиночке.
Ведь Дания - это тюрьма, как сказано выше.
Мои же эти мгновенья похожи на лыжи.
И в них мой талант виртуозен почти идиотски.И вот я лечу с горы - и теряю санки.
Что может быть выше подобного наслажденья?
Поздравьте меня: я исполнил волю движенья,
хотя и сижу в отрицаловке и несознанке!
Представленные в ОСТРАКОНЕ два текста Николая Байтова -
публикуются впервые.
Они замечательно близки нашему, здешнему восприятию
этого места. -
Хотя и ясно, что речь идет в первом случае ("Вольный
бродяга и безобразник") -
о притче, а во втором ("Пустыня") - о поэме
в жанре рефлексии, что ли, но и визуальный,
чтоб не сказать - визионерский, ряд очень силен - и точен.
Это и послужило главной причиной помещения в наш сайт, собственно
израильский и максимально приближенный
к актуальному литературному действию
(по крайней мере, в смысле времени написания основного
корпуса текстов) - поэм Байтова, написанных в другую эпоху
(начало-середина 80-х годов)
в далеком северном городе.
* * *
Вольный бродяга и безобразник,
в первом часу я пришел в виноградник,
нанялся честно копать.
Солнце, вставая во влаге тумана,
благословляло из-за Иордана
труд наших светлых лопат.
Утренние лучи под листья
нежно заглядывали - и висли,
путаясь между стеблей.
Радостные, горели как звезды,
в каплях росы изумрудные грозды
на перепутьях теней.
Но незаметно брал власть - и круче
день поднимался - и пристально-жгучий
взгляд не сводил с плеча.
Я нагибался - и голой спиною
судорожно заслонялся от зноя,
словно раб от бича.
Все же резвилась душа и играла
в тяжесть работы, в желанность награды,
в рвение, страх и расчет.
Вчуже посмеиваясь над собою,
заступ пихал я неловкой ногою,
честный роняя пот.
Медленно час тянулся за часом.
День, созревая, валился наземь, -
и оживала земля.
Сзади возделанные гряды
встали как крепость надежной отрады,
отдых мне скорый суля.
Ветер очнулся в мареве зноя,
тихо повлек по холмам его к морю, -
и, колыхаясь, как флаг,
пыльная мгла уплывала в пределы,
где у вечернего ангела рдело
пламя зари на крылах... -
Тут - на исходе десятого часа -
вдруг заскучала душа неясно,
словно чего-то взалкав.
Долго не думав, я бросил лопату,
бросил обещанную мне плату
и зашагал на закат.
Странно мне показалось и страшно,
что здесь мне варят сытное брашно
стелют уж мягкий одр,
как и другим невинно-усталым
труженникам смиренным и малым, -
я же лукав и подл...
Выйдет в последнем часу хозяин,
праздно стоявших весь день на базаре
скличет на помощь вмиг.
Позже, любитель благих назиданий,
он заработанный мною динарий
даст кому-то из них. -
Пусть. - А ты, моя подлость, влеки меня
в путь: может быть, в Финикию -
вором шнырять по торгам
или, войдя в договор с купцами,
плыть под шалыми парусами
к дальним, как смерть, берегам.
1983
ПУСТЫНЯ
Первая книга
1.
В тесном чулане - что там? не шорох ли? -
Искра мелькнула, но тьма плотна.
Нет никого, кто спросил бы "что это?" -
значит, нет звука, а только волна
бьётся густая меж гладких стен:
тычется толстый беззвучный звон.
Нет там отвеса, но круче крен -
как бы острее угол тех волн.
Он нависает, качнулся - и вот
сдвинулся звоном подпёртый свод, -
в малую трещинку свистнул свет - - -
2.
Когда, убывая за ломаной кромкой камней,
последние брызги огня распластав мимолётно,
закатится солнце, и быстрые волны теней
столкнутся, взметнувшись, и сразу захлопнутся плотно,
и тёмная яма пустыни провалится вдаль... -
и если от края до края никто не таится,
не кроется, тая от страха, нескромная тварь,
беспомощный сгусток глазеющего любопытства, -
тогда зашуршит в напряжении тонкий песок,
подымется дыбом и чутко застынет, недвижен,
а звёзды, густея над ним, соберутся в пучок
и медленно станут спускаться ниже и ниже...
С растущею силой колеблясь и жёстко звеня,
протянутся хорды лучей под прямыми углами,
в узлах натяжений взбурлит пузырями земля,
дробя в отраженьях холодное мощное пламя.
Оно, разгораясь, надвинется прямо в упор,
наставится в точку под близкою звёздной течью,
готовя смешенье как резкий небесный укол
в прилившую тяжесть земли, обращённой навстречу.
С пронзительным скрипом блистающий кремний вскипит,
и полая яма пустыни прогнётся упруго.
Оплавленные, искривлённые плоскости плит
в себе сфокусируют натиск небесного круга. -
И миг совмещенья крест накрест падёт. И чиста,
тверда и едина его пронесётся длиннота:
как импульс эона, как грань распада иного, -
компактная пауза, в которой начало числа.
3.
Кувшин в песке и сух и пуст,
но он хранит внезапный хруст,
который скоро полетит,
как трещина сквозь плотный пласт,
внедряя будущий разлад
в соединение частей...
И не проникнет в тот эон
молниевидный скорпион -
стрелок с натянутой спиной,
как не залезет в тот кувшин,
а прочь безумно убежит,
когда вокруг уже нигде
ни тела членистого - лишь
такая же пустая сушь,
хранящая сигнальный хруст.
4.
Там не тяжесть, не труд, не болезнь, не мысль:
только линии движений сплеллись
в непорядок и не беспорядок - в другой
лик внезапный - -
Там его никому не явленный вид
посторонним толчком из порядка в жгут свит -
и на миг провис подвижной дугой
в неизменном - -
А потом, как скисает вдруг молоко,
сразу скиснет строй мира и облик его
и - прерывный - проклюнется пустотой
в старом семени - -
5. (Апоката)
Не миг - потому что не мы:
не век, не эон и не вечность.
Не лик - потому что не внешность:
не свет и не нечто средь тьмы.
Но - новый, поскольку иной:
передний, грядущий, внезапный, -
поскольку стоял за спиной
вне зренья: незнаемый, задний...
Не имя же - ибо не мы:
не мысль, не число, не идея,
не зеркало - ибо, имея
предмет, не разит им умы.
Но сам - потому что есть строй,
свободный от взгляда и меры:
не ловится льстивой строкой,
снующей средь страха и веры.
6.
Мысль Твоя, Господи, прянет беззвучным толчком.
Твёрдые плоскости хрустнут и встанут торчком.
Медленно, камень за камнем, взрывая пласты,
двинутся плавно, кругами в тоннель пустоты...
Этот высокий, как свет, равномерный свист
вдруг прозвенел в веществе, в трубочку свит:
громоздкий порядок атомов пронизал насквозь,
всё наматывая на себя как на ось...
Груды обломков и бесформенных газов клочья
закручивает в воронку, где раскаляется точка
белого, как свист, света - и вбирает в себя
всё без разбора и счёта - только выше свистя.
Трубочка уже, мельче крупицы, - и вихрь
вот уже тонкой нитью струится в них:
белый конец в свистящей висит пустоте,
тёмный блуждает в опустошаемой тьме, -
как пуповина, питающая странный плод,
что, рождаясь, всё бывшее до него пожрёт.
7.
Шарниры,
как ржавые запоры, взвизгнут
в пустой тюрьме, когда придут...
И пыльные лучи провиснут
в отверстиях, где шарил ключ.
- -
- - - - - - тогда
свернётся в шарики вода
и разбежится, словно ртуть.
Кристаллы рухнут, газы взвязнут -
и сдвинутся все порознь в путь.
Между собой лучи их гаснут,
исчезли силы - лишь сильна
мельчайших капель кривизна
блестящая... - Куда она?
- -
Тогда мельчайшее упрямство
рассыплет бусинки пространства.
Оно, как светлая роса,
падёт на старый лик пустыни,
и свет иной, как мысль ловца,
в нём сеть звенящую раскинет.
8.
Не святой скарабей, не стрелок-скорпион,
не фаланга злонравная, не каракурт,
из блестящих крупинок творя вавилон,
кристаллическим глазом над лункой сверкнут.
Вмиг остынут ребристые горы песка -
только быстрое солнце за камни падёт.
И над белою ямкой внезапно звезда
сморщит в складки и стянет к себе небосвод.
Там завязывается сложный узел лучей...
Вот мотает концы расстояний в клубок
и снижается, - и, как в близкую цель,
немигающим блеском упёрся в песок.
А крупинки над лункою дыбом встают,
натянувшись навстречу немому огню,
и он входит в телесную форму свою,
нетелесным ударом пространство прогнув. -
Эта точка в минувшее звоном текла,
но теперь он кладёт на источник печать,
и оттуда в свой миг устремится стрела
караваны других пилигримов встречать.
9.
В длинный миг, когда исчезнет мера из всего -
норма всех движений и всех правил число, -
грузно полая пустыня двинется вдаль,
с безразмерной скоростью свиваясь в спираль. -
С тонким белым свистом свиваясь в свирель,
скружится-столпится у белых дверей, -
караван верблюдов у игольного ушка:
у звенящего чуть слышно в песке родника, -
караван навьюченных бесстрастных скотов -
грязными клоками шерсть свисает с боков -
неподвижны башни полосатых тюков...
Мутен грустный взгляд из-под опущенных век.
Но свирель протянет сквозь трубочку всех:
скрутит в струйку-ниточку и проволочёт
на другую сторону, где новый счёт
капает-поёт ни для кого: для любви
белой, - где и ты хоть никого обмани.
ПУСТЫНЯ
Вторая книга
1. (Введение)
Ему пространств инакомерных норы
О.М--м.
Ему пространств нормированных позы
напомнили ползущие вверх лозы
по ниточкам - росистые узлы
в оставленной за жаждою дали...
Там звон лопат, точимых пред рассветом
и сонм лампад, кружащийся под небом,
бесшумных, пристальных - над ноздреватым
пластом тумана, вязнущем в садах...
и благость сонная в немых скотах...
Но вдруг с высот назревшего востока
мерцание бегущего озноба
упало вскользь на выветренный кварц, -
и сдвинулись над жаждой лики фаз...
Где ранний звон? куда от света скрылись
сплетенья лоз? - и: осень, ветер, сырость,
вдали сиротство перелесков серых,
тревожное томление в стадах...
и шорохи мышей в сухих стогах..
2.
Сходясь, последовательность знаков
влечёт последовательность - -
но недовлекает.
Она - вторая - маревом мелькает
в полдневных снах. -
(То первая, сходясь, вдруг спотыкается
и, путаясь от жажды, засыпает
с открытыми глазами...)
Где сторожа её? -
Информация, невесомая пленница,
выползает из клеток - становится весть.
И ей весело сквозь ржавые прутья лезть,
на которые белый расчерчен лист - -
3.
Ему пространств инакомерных норы - -
Ему пространств инакополых нормы
представились - -
Ему пространств инакомыльных пены...
(Из белой пены высунулись морды:
их крены недобриты в разных фазах.
Прищурились углы полуанфасов - - - )
Ему пустоты пены в четверть-фразах,
как бы строенье ноздреватой пемзы,
предстали - -
как бы слоенье недобритой - -
как изнутри сама та ноздреватость,
обшаренная глазом...
обшаренная чем? - -
Когда в пространств инаконормированных поры
проникнут споры инородных знаков
и прорастут...
Из сопряжённых областей проникнув,
проклюнется икра функционалов
и, раздвигая фазы аргументов,
воздвигнет спор - -
воздвигнет споры разнородных знаков,
ему - инаков
их аргумент и четверть-обороты...
Кому? - -
Он бел, он бел, он был, - а после,
когда агрессия... нет, тише:
когда диффузия из сопряжённых в - -
когда эрозия привычномерных
звездами безразмерными, цветами
бесцветными - в слоях закопошится
корнями белой степени...
когда колония функционалов
внезапной гидрой
на шеях-ниточках нагнёт головки
в разные стороны - а он
всё был бы, если бы не, чёрен,
прогнил в нём, разветвясь,
белостепенный корень...
в ком? - -
4.
Облако Фурье (а сам он где? -
звук случайный ноет в пустоте,
истомлённый голодом: "а мне бы!"...)
Облако - прозрачная амёба -
наползает медленно на небо,
пожирает икс...
Тогда омега
светится во внутренностях спектра,
как та суть, которая бессмертна, -
так тасуй иль этак...
ловкость рук иль роковая шалость
(чья?) - но не порядок и не хаос,
а светящийся частотный облик
их единый - в облаке.
5.
Сигма или не сигма -
но только источник текста, -
пульсирующая в песке точка
(придуманная для тех, кто - -
И узкая ленточка -
как фаланга на тысячах ножек,
которую бесконечно рожает
сигма - чёрная головка
воткнутой в песок булавки
(фиксированная для того, кто - -
И новые длинные тысячи
сухо шуршащих звеньев
оттуда выходят толчками,
запутываются и совпадают:
соподчинённых названий
полупрозрачные совмещаются чешуйки...
Но дёрнется сигма обратно,
прервав свою мысль - -
Без боли прервав свою - ,
дёрнется и засмеётся -
и серия препинаний в песке зазмеится,
где вдаль разбрелись
живые сегменты
пред тем, кто - -
Пред тем, кто не мог бы прочесть,
удивлённый и злой,
в испарине страха
от бегающей длиннозначной
расцепленных информаций,
прозрачных,
отпущенных на произвол...
6.
Апоката -
интегральная медиана
распределения неизвестного
от нуля до заката,
когда медное солнце мгновенно за камни
падает - и не видно, и некому видеть
в известняк врастающую неизвесть -
и незнак болтается в тексте,
как кровь на сморщенной ткани созвездий -
для чего? - -
7. (Вторая средняя апоката)
Не знак - ибо некому знать - ибо нечего прятать
и некого радовать...
И не печать же -
не символ же - ибо не общий (и где эта сигма,
в которой он мог бы начаться?)
- Но смутный и сиплый -
и белый, как манна, когда оседает на камни...
Не знак - и не флаг - и не знамя,
поскольку незнание выровняло все ямы.
Не влага дыханья, не плесень устойчивой мысли
(и есть ли кому усомниться?)...
И вот - не клеймо, потому что не клейкий, как манна,
когда контур камня
очертит она в полутьме предрассветной,
- но жидкий и бледный,
поскольку разбавлен свободой-другой с половиной
и с третью -
навстречу...
Не формула: в тлении форм каменеет не символ.
Не каменный идол - ибо
кто же придёт поклониться?
Не "он" против "я", не сомнение против обмана -
навстречу какой же истине?
- Но сверху, как манна,
когда конденсируется из тумана
безличного знанья
на камни.
8. (Выражение 1)
Левая скобка, левая скобка, четыре
синус-два-альфа, сунув два пальца, - минус
тонкая плёнка радуги в рыжем чефире,
а-угловое-катое - вспыхнул импульс...
ну давай - и - арфа делить на косинус бета,
летняя где ты? - мнимая дельта - что делать? -
длинная гамма ногами коснулась бега -
плюс - и так далее эльтое - эпсилон-мелочь,
тангенс-квадрат-омега в полнеба - на два,
икс-хроматический свет - хромает скорбно -
правая скобка, - в степени красная жатва -
плюс о-большое от зет - правая скобка.
9.
Разве любой существует в пустыне? -
Квантор усопший шуршит посредине,
брата воскресшего ощупью ищет:
периферию сужает и нижет
трупики слов на иголку вопроса.
Труп его слеп - лишь иголка носа
рыщет ниже и ниже
(как циркуля ножка,
когда готова взять меру)...
Что он наткнёт? - Предикат "наверно". -
Вдруг - моисеев огонь: "вероятно":
кустики ноль-запятая-девятки...
брызжет холодное бледное пламя...
Это цветы тамариска -
или Господь в светлом зное толпится?
Разве допрыгнет до единицы -
кто? - Предикат "безразлично".
10.
Рассеянность отсутствующего ума - -
Рассеянность вероятного ума,
отсутствуюшего с вероятностью
ноль-девятьвпериоде - -
Рассеянность, присущая его природе - -
Рассеянность, присохшая к его жажде,
нарастает быстрей, чем его отсутствие:
в безветрии и бесчувствии
она концентрируется
и конденсируется на устах ржавчины,
не успевающей её усваивать
в пустоту
по ту сторону...
Поэтому засеянность по ту сторону - -
Вероятность засеянности любой точки
там - почти больше единицы:
она - единица-нольвпериоде...
Только все ли прорастут отсюда
отверстия отсутствия,
видимые
здесь?
11.
Скрипнули тени в негильбертовом уголке
гильбертовой не коробки,
а ёмкой вымоины в колее
гиблой дороги.
Скрипнули - и умолкли...
Скрипнули - и - -
Либо сильная дизъюнкция или слабая...
Сильная скобка. Слабая скобка. Скоро - -
Теорема Р недоказуема, потому что доказывать некому.
А теорема Т доказуема, но всё равно доказывать некому...
Топчутся логии в тайном том уголке - -
Топчутся логий толпы
в пыльном том, который - -
Ржавая скобка. Скоро - -
И следовательно - из разбежавшегося и процветшего,
где просвечивает...
Теорема Ф информирует, но не доросла,
а только кивает туда из песка
караванам иных,
кто не будет знать зноя
и возле колодца толпиться.
12. (Выражение 2)
Левая скобка, левая скобка, ротор
синус-два-альфа, дай синих шлейфа, минус -
надо де-эль по де-эф по контуру против
а-угловое-катое... брызнул индекс
белым... и - арфа косить на косинус-флейта...
осенью где-то - длинная дельта - и делать
бледная гамма - ногами проснулась влево
плюс и так далее эльтое - эпсилон-мелочь -
два-пи-омега - на пионера, трубящих
в белых рубашках, как ангелов... правая скобка -
множить... - на сколько? -
надо бы на де-дубльве по два зрячих -
правая... минус о-малое наискосок от - -
13.
Информация - как прозрачная манит вода.
Но в иное незнание её дыры прольют.
И, оскалясь улыбкой, прискачет туда
предикат "безразлично", высокий верблюд.
В его выцветших не отразится глазах
обмелевшего зноя расплавленный знак.
Обезмыслившей сигмы оборванный шланг
равнодушно прикусит широким резцом
и широкой рысью пройдёт по тропе
с пирамидой (вершиной вниз) на горбе -
независим, незол, невесом...
- -
Эта точка в минувшее зноем текла.
Но её отразила незнанья стена -
в белый шум, в белый ум, в новый сон.
1985