Двоеточие: Поэтическая Антология |
Александр Бараш
О МИХАИЛЕ КОРОЛЕ
Я люблю Короля за то, что в нем действительно — есть, хоть и не в столь
дистиллированном виде, как мне бы
этого хотелось. Король — человек одновременно мягкий и твердый. Причем,
мягкий – иногда слишком, но
зато твердый — ровно там и настолько, где и как надо. Скажем сразу,
где Король тверд. Ну, главное, что он
остается действующим поэтом. На самом деле пребывание в течение длительного
времени (а речь идет
минимум о паре десятилетий) в этом качестве — не столь очевидная вещь,
как это может показаться
умозрительному юношеству. Назовем хотя бы два фактора, являющиеся,
по сути, параллельными векторами,
как гусеницы, к примеру, трактора, или уши лектора. Алеф: глобальное
похолодание культурного климата, когда
быть поэтом — это значит, оставаясь для себя тем же героем, как в прежние
времена, мутировать в общем
актуальном сознании просто в неинтересного нерелевантного козла или
козлика — и более ничего, вообще
ничего. Бет: персональные возрастные изменения — "цветение пола" в
особенно активных формах как-то
рассасывается, и становится не совсем понятно, кому и зачем что-то
"доказывать" — показывать. Преодолеть
все эти и ряд других прости-господи-искушений — и на новом внутреннем
этапе продолжать любить то, что
любил так давно, что неизвестно — а ты ли это был, — это немало. Причем,
любить действенно, воплощенно,
реализовывая это в книгах. Тверд Король и в своей манере, в своем суб-стиле.
Самое замечательное здесь —
это то, что стихи Короля – узнаваемы (может быть, более ничего и не
надо — твоим именем называется
отныне и навсегда опреденный дискурс, определенное состояние сознания
и языка), и насчет чьих-то еще
стихов вполне можно будет сказать в каком-то случае: "это похоже на
Короля".
"Вот ты и станешь тридцатилетний в шапке-поганке
Стражем Израиля, недосыпающим, чуть жлобоватым...."
Узнаваем комплекс черт, состоящий — из длинной строки, обычно с парной
рифмовкой, сочетания высокой
культурно-исторической темы с бытовухой (без чернухи, но с легкой порнухой),
довольно специфического (во
всяком случае — очень характерного) физиологизма — подробного, мягкого,
домашнего, где брезгливость
присутствует, но погружена в раствор хорошего отношения, рефлексии
и иронии. Наиболее же существенное
достижение Короля, в лучших, что называется, вещах — это прямое называние
реалий нашего опыта: быта и
бытования, фиксация жизни, ее реализация.
Напоследок — насчет того, где Король слишком мягок. — Это вообще не
предмет для обсуждения. Если я об
этом и скажу, то не публично, а в личной беседе с самим Королем. И
то не уверен — что, я должен портить
отношения с человеком из детского желания его исправить? Что он, ребенок?
Взрослый мужик, трое детей.
Пусть сам разбирается, в конце концов. При том — и сказать мне по делу,
без ля-ля, и нечего. Может, если и
есть что, — а вдруг ему с этим хорошо? Кто знает другого человека?
Copyright © А.Бараш
Copyright © 2000 Двоеточие: Поэтическая Антология
Copyright © 2000 ОСТРАКОН