ТЕКСТЫ
Copyright © 2000 ОСТРАКОН
|
|
|
|
САВЕЛИЙ ГРИНБЕРГ -
поэт, переводчик. Родился в 1914 году. В Израиле с 1973 года.В ОСТРАКОНЕ представлены избранные стихотворения из книги "Осения".
Автор книг "Московские дневниковинки" (Иерусалим, 1979),
"Шира Хадиша. Страницы новой израильской поэзии в переводах
Савелия Гринберга" (Тель-Авив, 1995), "Осения" (М., 1997).
'
ОСЕНИЯна этой предостановке а там иду
по вздыбающейся улице до первого проулка в теплоте утра
нельзя забывать откуда ты из прошлого но откуда
И в теплоте предчувствуемых рощ в проуглом повороте
нужно вот так вот туда и по винтовой
через это жилое жило где некая она внизу по винтолестнице
до продолжения улицы
именно там на этой улочке спрашивают спрашиваю сейчас скажу точно
а на подходе когда стерто можно было прочесть на стене
где обычно названия улиц и взгляд на часы
и не так уж только чуть-чуть опоздание минутв в минуту
ибо сейчас девять и сорок минут и это точно так а утро и лица теплеют
словно вытаенные из ночив город возвращение окольными тропами
Встреча произойдет в городе
Свет на коре ветвей
Туловище ночи
Город во всю громоздкость опровергающий иронию
Далекие оконья за рекой расплавленные отражением заката
Огненные улыбки
Протяжные и протяженные
Перекрывающие волнами
глухие барабанные удары
О том что музыка само жизнедвижение
Рассказ освобожденный от рассказа
Города отрешенные
Все продолжающаяся оргия отсутствия
Но тани и цвета
глубокие дрожащие
все ближе
Тропинками
И звездное логово
В красноосенний маскарад лесов
ИЗ "ОНЕГОСТИШИЙ"
* * * * *
-Читал ли ты Амброза Бирса?
-А что? - А почему бы нет?
- А помнишь, как столкнули с пирса
меня, когда взывал кларнет,
когда еще звала валторна:
играй и пой, играй повторно.
- Забыть? К чему! Нет, не забыть.
Пускай опять начнет знобить - -
воспоминаний лихорадка.
- Ты, почемученик ты мой,
явись опять, вернись домой, -
судьба к судьбе - отметим кратко -
стопа к стопе - отметим вновь -
вернись домой к заставам снов.
* * * * *
Гора другая черепаха.
Из самых знатных черепах.
Во имя звездных телепатий
мы созовем ареопаг - -
в раздор годов, в разгон событий - -
от состыковок до соитий - -
крылатый пламенный конспект,
где быт воспет и суд воспет - -
И каждый вечер в звездном вече
когда на доньях якоря
в новооткрытые края - -
тот спрошен был кто был отвечен - -
Но что про них, но кто про них
в свободу в таинство проник.
* * * * *
- - Кобылу игр, кривых улыбок -
сдай напрокат телеге лет -
Будь вновь открыт - Будь, скажем, гибок -
Крутой игрок, сорвивалет - -
Вглядись: там ждет тебя твой хаос:
шагай сквозь годы, не раскаясь, -
когда рассвет - всегда протест,
когда закат - всегда гротеск - -
То звезд разъезд, то вспыхнут тени, -
волны разодранный накат, -
открой пути, включи контакт - -
контакт непризнанных смятений - -
В распахнутость твоей весны - -
В предупреждающие сны...
ИЗ ЦИКЛА "БЛОКНОТ И ЕГО ПРОДОЛЖЕНИЕ"
ПРОШЛИ ТЕ ВРЕМЕНА
Прошли те времена, когда я мог быть оскорблен
каким-нибудь ТРАМТАРАРАМ или САКРБЛЬО.
ПРОЛОГ В ТЕАТРАЛЬНОМ МУЗЕЕ
На дворе трава
на траве театроведы
Театр тает Театр тает
Жанр-птицу за хвост
Не мытьем так катарсисом и
у кого Гекуба не дура
ГОРОД НЕВЕРОМОРСК
Город Невероморск.
И первое погружение в НЕВЕРМОРЕ.
ИМЕНОВАННЫЙ ТЕЗКА
НА МОСКОВСКИХ УЛИЦАХ
В СЕРЕДИНЕ ТРИДЦАТЫХ ГОДОВВ котельную подброска дров
Молочницы разносят кринки
И входит в станцию метро
невыспавшийся Шура-КринбрегОт встреч и от разлук устав
шагает мрачен и спокоен
как Ламме или как Фальстаф
после пирушек и попоекПошатываясь как матрос
качаясь как боксер на ринге
минует станции метро
глаза продравший Шура-ГринбрегВот телефону-автомату
засунувши за щеку гривенник
какой-то встрепанный и смятый
мерцает в будке Шура-ГринбригТуман пополз по мостовым
Дома в тумане бурой глыбой
По зимним улицам Москвы
шагает хмурый Шура Крымбрег(Вот в темноте зажглись глаза
Из тьмы туннеля выполз поезд
Гудя призывною трубою
и отражаясь в изразцах)
ИЗ "ПАЛИНДРОМИКИ"
И ЛЕЖУ УЖЕЛИ
и лежу ужели
и лижу ран бока Так обнаружили
меня - я нем
ОТКАТ А КТО
Нет не нам мир имманентен
Мотоидиотом
Мотоидиотом
Метко локтем
Мир гримаса мир грим
Откат А кто
А кто идиотка
А кто идиотка
На барабан
И чуть тучи
Тина барабанит
Тина барабанит
Алина барабанила
Алина барабанила
Акту шутка
Акту нимф минутка
Индивидууму уму удиви дни
Уму и по опиуму
ОТКИНЬ, НИКТО
Надзор укора року роздан
Дно змеем лона
Навар Аккорд Рок Караван
Корыто вымыв о ты рок
Или бугры до дыр губили
Или бураны нарубили
А нот сатрап и парта стона
И магу лоно но лугами
На том заря и я размотан
Летел латал летел латал
Откинь, Никто,
беду судеб
и мир прими
Конец оценок
...18 ОКТ. 1949 ГОДА...
Предположить заранее,
что через годы многие
ты вновь войдешь сюда.
В квадратный сквер,
пересеченный тенями многоэтажных зданий.
В знакомый сквер.
Предположить, что вновь войдешь сюда.
Что вот сюда
тебя пригонит, пришвартует.
Фасады окружат
тяжелыми сплетеньями продолговатых выступов,
ступенчатых изломов.Предположить, что ты прикован был всегда,
прикован, замкнут
в квадрат оград,
в кольцо подъездов, коридоров, комнат...
что, где бы ты ни бывал...
На перевалах горных,
как в сновидениях. На шумных пристанях,
окаченных закатных светом.
На синих тканях океанских вод...
да, где б ты ни бывал, куда б ты ни вторгался, -
ты оставался здесь.
Вот словно этот
в камне выдолбленный торс,
застывший барельефом в нише.Предунадать заранее,
понять, что жизнь твоя тесна,
что здесь был край всего,
что расстояний, горизонтов, гор, отрогов
нету.
Есть только в полусумраке ряды домов
высоких и сутулых
изрытых
черными проемами погашенных окон.
ИЗ ЦИКЛА "РИФМОУЛОВИТЕЛИ"Выставка ПаблоРифмоуловитель на выставе
Пабло Пикассо 1956 годачудище Пабло валорисовально пикассоозорно
и паблаяй
пикадоры пикассандры три-целыз-четырнадцать
пи-кассосотых паки и паки пикапы
пабло пикассо пикассо пабло
что в лоб что по лбу
выставка пабло
Когда тряхануло земную палубу
Выставка Пабло
Большая толпа была
Даже кривой и даже косой
должен
повосторгаться
художником
ПикассойЖив был пока Сосо
не могло быть показа
выставки ПикассоПИКАССО
АПОКАЛИПСИСА
А покаместНе паблокачиваться
Не припикасатьсяИная краса
паблой в колесо
И ЖИЗНЬ ПИКАССА
И ЖИТЬ ПИКАССО